Иисус нарушает традицию

Иисус принес Женщине революционное послание. Однако иерархи раннехристианской церкви не передали факел! Они уронили его! И два тысячелетия мир был лишен его послания о роли Женщины. Его учение о женском потенциале мужчины и женщины было утеряно также.

Чтобы понять, насколько революционным было учение Иисуса, следует вспомнить, в каком положении находились женщины на момент начала Иисусом своей Палестинской миссии. В то время по сложившейся в греко-римском мире традиции женщины не могли занимать высокое положение в сфере общественной жизни. Тон здесь задавали исключительно мужчины. Женщины, однако, занимали ведущее положение в сфере частной жизни и пользовались уважением как управительницы своих домов и поместий.

В древности ведение домашнего хозяйства представляло собой непростую задачу. На попечении управительницы находились рабы, которых следовало воспитывать, учить, за которыми требовался надзор. Большие поместья сами обеспечивали себя продовольствием, осуществляя весь цикл производства – посев, сбор урожая и его хранение. Ткани и одежду также изготовляли самостоятельно, и управительница следила за надлежащим учетом и распределением ресурсов.

Роль управительницы домашним хозяйством гораздо ближе к должности директора небольшой фабрики, чем к обязанностям современной домохозяйки. Таким образом, положение женщины в древнем мире и ее практические навыки говорят о том, что она, безусловно, была способна занимать руководящие посты, хотя общественная сфера и оставалась для нее закрытой.

Роль, которую иудейские женщины играли в синагогах, зависела прежде всего от того, была ли эта синагога частной или общественной. Римское правительство рассматривало синагоги таких общин как частные собрания. Поэтому иудейским женщинам разрешалось вести «богослужения в синагогах», что могло подразумевать чтение вслух Торы.

Однако в общественных синагогах женщинам не разрешалось читать Тору. Запрет на публичное изучение Торы женщинами нашел отражение в иудейской молитве первых веков нашей эры: «Хвала Господу, что не сотворил меня язычником; хвала Господу, что не сотворил меня женщиной; хвала Господу, что не сотворил меня человеком невежественным».

Поскольку женщинам не разрешалось изучать закон, можно сказать, что их относили к одной категории с неиудеями и невеждами.

Общественные устои не допускали для иудейской женщины возможности иметь какие-либо контакты с мужчиной вне семьи, поэтому женщинам не разрешалось учиться у раввинов. Следовательно, женщина, которая осмелилась оставить дом и сопровождать странствующего раввина, совершала не просто немыслимый поступок, она покрывала себя позором. Но именно так поступали женщины, которые разделяли с Иисусом труды и служение.

Иисус нарушил существовавшую традицию. Он открыто беседовал с женщинами. Среди его ближайших сподвижников были женщины, например Мария Магдалина, Марфа и Мария из Вифании, Саломия, Иоанна и Сусанна. Записи акаши, так же как и библейские источники, свидетельствуют – эти женщины и многие другие были его учениками.

Что может служить лучшей иллюстрацией глубокого уважения Иисуса к женщине, чем известная всем сцена в доме Марии, Марфы и Лазаря в Вифании? Марфа жалуется Иисусу, что ее сестра, Мария, сидит у ног учителя, слушая его слова, вместо того чтобы помогать по хозяйству (то есть исполнять общепринятую роль женщины того времени). Иисус отвечает Марфе: «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Иисус отстаивал право Женщины быть учеником Христа, быть вместилищем священных таинств и хранить пламя Божественной Матери во имя всего живого. Он показывает мужчинам и женщинам, богатым и бедным, что душа должна бороться за свое право быть – и прежде всего, быть активным учеником живого Слова.

Хотя ортодоксальная церковная иерархия никогда не причисляла Марию Магдалину к апостолам, многие христианские гностики считали ее апостолом, не только равным остальным двенадцати, но и занимающим едва ли не более высокое положение. Некоторые видели в ней самого близкого к Иисусу апостола и истинного духовного лидера ранней христианской общины.

Гностики, последователи Иисуса во II–III веках н. э., утверждали, что обладают тайными учениями, полученными непосредственно от его ближайших учеников. В отличие от ортодоксальных христиан, гностики отстаивали право женщины занимать руководящие посты.

Давайте обратимся к истокам раннехристинской церкви. Авторитет пап и апостольская преемственность епископов базируется на особом статусе апостола Петра, которому Иисус сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». Но прежде Иисус спросил, за кого Петр почитает его? И когда тот ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – Иисус сказал: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне [моего Христобытия, которое ты тоже можешь реализовать] Я создам Церковь Мою». Это было признанием Христа в Иисусе, именно Христос и является основанием Церкви, а вовсе не какой бы то ни было человек, тем более Петр.

Упрочнению авторитета Петра способствовало и то, что его считают первым свидетелем воскресения. Но нам известно, что первой воскресшего Иисуса увидела Мария Магдалина, так сказано в Евангелиях Марка и Иоанна. Тем не менее, католики и многие протестанты традиционно считают Петра «первым свидетелем воскресения», поскольку в те времена свидетельство женщины не принималось в расчет.