В Японии есть пословица: «Одно доброе слово может обогреть три зимних месяца».
Когда ребенок учится писать буквы и предъявляет вам свои первые неуклюжие попытки, вы говорите ему, какую прекрасную работу он сделал. Вы не принижаете его за то, что буква «я» написана не в ту сторону. Вы хвалите его, и неуверенная улыбка, которая загорается на его лице в ответ на ваши слова, — это ваша награда.
А что если бы мы делали то же самое с каждым, кого встречаем?
Я думаю, что тогда на улицах наших городов было бы меньше людей с грустными лицами.
Что если бы мы решили не сосредоточиваться на чужих несовершенствах, но любить и поддерживать душу того, кто стремится быть цельным?
Наверное, тогда на Земле люди не воевали бы друг с другом.
Что если бы мы относились к любому человеку так же, как отнеслись бы к ребенку, который только что показал нам свой первый рисунок, изображающий папу, или свою первую попытку написать алфавит?
Тогда каждый человек смог бы проявить свой талант, данный ему Богом.
Когда мы посылаем другим людям позитивный сигнал о том, насколько они замечательны, даже если они в данный момент таковыми не являются, мы поддерживаем их, пока они дорастут до этого определения. Если, с другой стороны, мы критикуем, осуждаем человека или распространяем о нем сплетни, мы усиливаем импульсы его негативных привычек, вместо того чтобы подчеркнуть позитивные стороны его духовного Я.
Прежде чем критиковать человека, подумайте, скажете ли вы это ему в лицо.
Существует выражение — не говори о человеке то, что ты не сможешь сказать ему в лицо.
И для каждого человека, которого вы встречаете, найдите лучшее, что вы можете о нем сказать и, что является правдой. А обязательно скажите это ему. Если от вас требуется высказать суждение, постарайтесь сделать его таким образом, чтобы оно принесло пользу, а не вред, было конструктивным и не осуждающим.
Есть замечательная хасидская притча, которая учит этому. У одного весьма уважаемого раввина вошло в привычку приглашать друзей и учеников разделить с ним субботнюю трапезу, которая происходит в пятницу вечером. В один из таких вечеров в комнату вошел грубый, неряшливо одетый человек и подсел к столу. Ученики раввина с презрением посмотрели на этого человека, который на их глазах вытаскивал из кармана большую редиску.
Раввин, казалось, не обращал внимания на громкий хруст, раздававшийся с другого конца стола. Наконец один из учеников тихо, так чтобы не слышал раввин, спросил пришедшего, как у него хватило дерзости, нарушить этикет трапезы уважаемого хозяина дома. И вдруг раввин как бы невзначай заметил: «С каким бы удовольствием поел я сейчас настоящей хорошей редиски».
Человек, который ел редиску, широко улыбнувшись, вытащил из кармана еще один большой, с резким вкусом, красный корнеплод. Раввин поблагодарил гостя за щедрость и с наслаждением откусил кусок редиски.
Как часто мы бываем сами в таких ситуациях, когда делаем или произносим то, что не положено по этикету. Этот раввин понял, что нет ничего хорошего в том, чтобы критиковать гостя, и в самом деле его не за что было критиковать. Вместо этого раввин нашел то, что поднимет самооценку этого человека в такой ситуации. Самый прекрасный дар, который мы можем преподнести другим, — помочь им распознать в себе то, что есть в них особенного.
Уильям Вордсворт, английский поэт-романтик 18 века, писал: «Лучшая часть жизни хорошего человека – это его маленькие безымянные, незапомнившиеся акты доброты».
Когда мы говорим о любви и доброте, есть один человек, которого невозможно оставить за пределами общей картины, — это мы сами. Гаутама Будда однажды сказал: «Можете обыскать весь мир, но вы никогда не найдете никого, кто был бы более достоин любви, чем вы сами».
С этим принципом многим из нас трудно согласиться. Но если вы задумаетесь о своих корнях, о своем Божественном происхождении, то принять этот принцип будет совсем нетрудно. Вы —сын или дочь Бога, и Бог любит вас, как отец и мать любят своего ребенка. Поэтому если вы осуждаете себя, вы на самом деле осуждаете часть Бога. Подумайте об этом в следующий раз, когда будете принижать себя — или кого-нибудь другого.
Мы все совершаем ошибки, но очень опасно говорить себе: «Ну, поскольку я сделал то-то и то-то, я просто недостаточно хорош, чтобы Бог или даже самый маленький ангел обратили сегодня на меня внимание».
Приятно чувствовать, что вы делаете нечто такое, что понравится Богу, но помните, что Бог любит вас более всего за то, кто вы есть, а не за то, что вы делаете. Это восхитительный момент, когда вы осознаете, что Бог любит вас не за то, что вы что-то совершили; Бог любит вас, потому что вы есть тот, кто вы есть.
Когда мы действительно не дотягиваем до нужной отметки, Бог не достает кнут, но говорит нам: «Соберись. Вымети сор. Будь уверен, что ты усвоил урок. В следующий раз ты победишь, потому что ты уже осознал опасности и ловушки на этом конкретном пути».
Самоосуждение — это одно из самых сложных испытаний на духовном пути. Оно может резко остановить наш духовный рост, и только мы можем реально что-то с этим сделать. «Никто, — писала Элеонора Рузвельт, — не может заставить вас чувствовать свою неполноценность без вашего согласия».
Бели мы не вырвемся за ограничения, которые мы сами или другие наложили на нас, мы всегда будем ударяться о потолок — потолок, созданный нами, потому что мы убедили себя в том, что не способны подняться выше и потому не заслуживаем этого. Если в нас глубоко укоренилось убеждение, что мы не можем достичь успеха или не заслуживаем хороших отношений или хорошей работы, то мы сами же себе ставим палки в колеса. К сожалению, некоторые люди терпят неудачу во всех своих начинаниях, просто чтобы доказать себе и другим, что они не слишком хороши. Это подсознательный механизм — неудача, как способ налагать на себя наказание; неудача, чтобы доказать всем, что эти люди так плохи, как они сами (или другие) утверждают.
Можно изменить все, когда мы обращаемся к духовной части себя, а не человеческой. Люди верят, что они или другие недостаточно хороши, потому что они смотрят на человеческую часть личности — на слабости и недостатки, которые мы все наследуем, — и расстраиваются. Но мы не совершенствуем человеческую часть себя. Мы взращиваем свою духовную часть. Вот что действительно имеет смысл.
Сказать легко. Как все это теперь применить в обычной жизни? Осуждение часто просто автоматический процесс для многих людей.
1. Придумайте для себя условные знаки, которые будут напоминать вам, что делать. Например, если у вас проблемы с самооценкой, напишите на листе бумаги: «Бог любит меня, потому что я есть тот, кто я есть». Затем прикрепите этот условный знак на зеркало в ванной или на то место, где вы будете видеть его каждый день.
Я называю эти знаки дежурными выражениями. У меня их несколько. Например, когда меня донимают мысли о том, что другой человек плохой, он не выполняет свои обязанности и т.д., я говорю: «Умолкни, перестань и знай, что Я ЕСМЬ Бог». Мысли сразу пропадают куда-то. Но могут возникнуть снова и снова. Тогда я повторяю эту фразу столько раз сколько нужно, чтобы мысли больше не донимали меня. Это помогает.
2. Оценивайте других справедливо. Чтобы выработать в себе любовь и доброту, когда вы видите какого-нибудь человека, направляющегося к вам, сделайте мысленный фотоснимок. К тому времени, когда этот человек подойдет к вам, подумайте о самой приятной вещи, которую вы можете сказать ему в этот момент, и убедитесь, что вы говорите это искренне.
У меня был такой случай. Учительница первого класса подошла ко мне и стала нелестно отзываться о моем сыне. Вокруг были родители и ученики, и я не могла ответить ей тем же, не унизив ее. Поэтому я посмотрела на нее и мысленно стала говорить ей: «Какое у вас красивое платье, вы выглядите в нем стройной. У вас новые туфли. И прическа вам очень идет». Учительница прекратила говорить, посмотрела кругом и, покраснев, ушла. Потом наедине, мы смогли поговорить спокойно.
3. Заведите журнал или папку признательности. Когда кто-то говорит вам что-то приятное о вас — что-то, являющееся выражением вашей высшей природы — запишите это. И поблагодарите Бога за этот особый дар и за предоставленную вам возможность разделить его с другими.
Да, мы не всегда замечаем или запоминаем, когда сквозь нас сверкает золото нашего Истинного Я. Запись этих точных наблюдений может помочь нам быть добрыми к самим себе в те моменты, когда мы потеряли веру в себя, или обижены чем-то и т.д.
Есть удивительная молитва, «Бальзам Галаадский», которая в любых случаях помогает.
Бальзам Галаадский
Любовь Господня, нас храни,
Бессмертная Любовь;
И состраданье ниспошли,
Чтоб мы поднялись вновь!
В той власти, что тебе дана,
Лучи во славе лей
Туда, где жизнь Земли полна
И мрака, и теней.
О Божий свет, струись, сияй,
Избавь от боли днесь.
Возвысь людей,
Господь, Свое дай имя им — Я ЕСМЬ
Я выучила эту молитву наизусть, и когда совсем ничего не помогает, я просто произношу ее вслух несколько раз.
И сейчас мне хочется сказать так:
Пусть любовь Господня вас хранит, бессмертная любовь. Пусть эта любовь поднимет вас к той власти, прежде всего, над самим собой, которая вам дана. Пусть свет Божественной любви струится в ваше существо, окутывает вашу душу и избавляет от боли и страхов. Всегда помните, что Бог рядом в болезни и в здоровье, в горе и в радости, и в самые тяжелые моменты, он несет вас на руках.