Давайте начнем с определения того, что есть сознание. У меня может быть одно определение сознания, а у вас — другое. Я предпочитаю простые определения. На мой взгляд, сознание — это неиссякаемый поток разума, обладающий свойством осознавать все, что находится как в непосредственном окружении, так и выходит далеко за его пределы.
Сознание — это осознание, прежде всего, самого себя. Это такое состояние, в котором вам ведомо, что вы — это вы. И тогда вы начинаете осознавать, что другие люди — это нечто отличное от вас.
Наше сознание также позволяет нам распознавать оттенки и намеки. Нам даже не нужно останавливаться и раздумывать, лукав или искренен тот или иной человек. Мы уже знаем это благодаря своим духовным способностям.
Способность распознавать оттенки человеческой личности присуща нам от рождения, даже дети овладевают ею в раннем возрасте. Младенец еще, возможно, не умеет говорить, но, тем не менее, он способен мыслить образами, что позволяет ему узнавать мать, время кормления и многое другое.
Мы проходим много этапов — младенчество, детство, отрочество, зрелость и старость. Эти этапы не имеют таких резких границ, как ступеньки лестницы.
Один молодо человек рассказывал, как в шестнадцать лет он считал, что знает гораздо больше своего отца. Он думал, что познания отца были весьма ограничены. Когда же ему исполнился двадцать один год, он поразился тому, как много его отец узнал за пять лет. Так один этап развития сознания сливается со следующим. Все это имеет отношение к земной жизни. Но мы должны разобраться с реалиями земной жизни, прежде чем сможем иметь дело с небесными.
Что такое Христосознание?
Это осознанное восприятие своей личности как Христа. Когда вы достигнете того уровня сознания, на который поднялся Иисус Христос, вы тоже будете обладать Христосознанием.
Конечно, существуют различные ступени Христо-сознания, и наш подъем может быть либо размеренным, либо очень быстрым. Порой кажется, что некоторым людям Христосознание присуще от рождения или начинает проявляться в раннем возрасте. Другие работают над его развитием год-два, и оно внезапно проявляется. Иным на это понадобится лет десять. Кому-то потребуется двадцать лет. А кто-нибудь работает над этим всю свою жизнь и совершает прорыв к Христосознанию лишь перед самой своей кончиной.
К сожалению, многие люди сами себя обманывают. Они полагают, будто развитие духовных способностей, ведущее к проявлению Христосознания, — это отрыв от естественного хода жизни. Ничего подобного, и думать так, значит позволять обманывать себя лживым силам и тем, кто намеренно запутывает два явления — превращение света в тьму и превращение тьмы в свет.
Эти силы хотят заставить людей думать, будто мир настолько сложен, что они просто не могут угнаться за жизнью. В некоторых случаях эта дилемма побуждает людей обращаться к глубоким тайнам жизни, и они находят утешение во внутреннем Боге. Другие могут прозябать, делая лишь то, что абсолютно необходимо для выживания. Или же могут восстать против неразберихи жизни, становясь бунтарями.
Это миазмы жизни. Но Христосознание не таково. Обладая им, мы начинаем иметь дело с неприкрытой реальностью, с кристально чистой ясностью Христовой.
Апостол Павел нашел, поистине, замечательную формулу. Он говорил, что нам нужно совлечь с себя «ветхого человека» и облачиться в «нового человека» от Духа. Некоторые искатели духовного понимают это так, что нужно отказаться от всего земного и человеческого. Когда они, как им кажется, сбрасывают с себя «ветхого человека», то тут же принимаются критиковать своих братьев и сестер на духовном пути.
Следует быть очень осторожными, чтобы в стремлении развить в себе Христосознание не удариться в критику и осуждение других людей. Ибо критиканство несовместимо с Христосознанием. Критикуя, мы навлекаем на себя карму, которую нам когда-нибудь придется утомительно отрабатывать. Люди склонны обманывать самих себя, полагая, что обретут Христосознание только потому, что откажутся от чего-то мирского. Возможно, они стали меньше курить и пить (или совсем отказались от этих дурных привычек), отказались от того и от этого. Они, похоже, считают, будто Христосознание появляется в результате отказа от некоторых распространенных привычек, и как только человек отказывается от них, Христосознание должно автоматически внедриться в него.
Вот вам и загадка. Стоит вспомнить о Георгии Гурджиеве, который написал «Все и вся» — сказки, рассказанные Вельзевулом внуку, — и другие произведения и основал институт в Париже. Гурджиев не прекращал курить и пить. И, с точки зрения иных богоискателей, эти привычки не позволяли считать его духовным наставником. Тем не менее, Гурджиев был весьма известным мистиком, а также учителем и гуру русского писателя Успенского — автора «Tertium Organum».
Так или иначе, у нас складывается представление, что всякий человек, воздерживающийся от того-то и того-то, чуть-чуть лучше тех, кто не отказывается от удовольствий. Здесь я снова сошлюсь на апостола Павла, который говорит об этом, когда поднимает вопрос о мясоедении. Мясоедение представляет проблему для многих людей, потому что они думают, будто употребление мяса в пищу не позволит им обрести Христосознание. «Пища не приближает нас к Богу, — говорил Павел, — ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».
Отказаться, например, от употребления мяса в пищу и быть паиньками по всем человеческим нормам — еще не дает гарантий на обретение Христосознания. И наоборот, если вы едите мясо, это не означает, что вы не имеете Христосознания.
То, что вы не делаете, не гарантирует вам Христосознания. Обретение его больше зависит от того, что вы делаете, нежели от того, чего не делаете. Вот почему Георгий Гурджиев,. несмотря на то, что пил и курил, смог развить в себе определенное состояние сознания которое было выше обычного. Тем не менее, думается, что без водки и сигарет он стал бы еще лучше.
А, не стоит судить людей поверхностно. Не стоит судить людей вообще. Ведь ничто материальное не может развить Христосознание, не важно, пользуемся ли мы им или воздерживаемся от него. И способность подняться на уровень Христосознания не зависит от отсутствия или наличия каких-либо своеобразных черт характера. Как спрашивал Павел: «О, несмысленные Галаты, кто прельстил вас?.. Начав духом, теперь оканчиваете плотью?»
Очень важно не создавать себе духовных преград. Мгновение назад я пытался извлечь мысль из подсознания, и чем больше я старался, тем больше становилось выстроенное мною ментальное препятствие, которое не пропускало эту мысль тогда, когда она была нужна мне. У всех нас есть похожие проблемы, и нужно научиться превращать каждое поражение в победу.
Если мы собираемся развить в себе Христосознание, то сначала должны убрать внутренние препятствия — наши человеческие препятствия, которые превращают нас в болванов. Мы действительно становимся болванами, когда пытаемся полагаться только на человеческую логику и рассуждения.
На деле величайшие умы нашего времени в большой степени полагаются на сокровенный божественный разум. Они пользуются этим божественным разумом постоянно. Вот только не всегда признают это.
Итак, сегодня мы поделились с вами некоторыми мыслями о вечном Рождестве, которое вы должны блюсти вечно, о Рождестве, которое возродит свет рождения Христа на планете.
Томас Мур, ирландский поэт-лирик, написал песню «Поверь, когда б вся юность прелестей чарующих твоих». Послушайте это стихотворение и почувствуйте вечную любовь Бога к вам, таким, какими вы были в прошлом, какими являетесь сейчас и какими будете в будущем. Это вечная любовь Бога к вашей душе.
Поверь, когда б вся юность прелестей чарующих твоих.
Влекущих взор моей любви к тебе сейчас,
Угасла б завтра вдруг, как дар волшебный, тающий в руках,
Ты все равно останешься любима,
Как ты любима мною в этот миг.
Так пусть, как в будущем и будет,
угаснет эта прелесть,
И юности твоей тогда уйдет очарование,
Но сердца каждое желанье вокруг руин мне дорогих
Совьет безмолвие и тишину, зеленую, всегда в цвету
Пока красой и юностью твой взор блестит,
И свежести твоих ланит слеза не осквернит,
Нельзя узнать ни жар, ни преданность души,
Которые проявятся в иное время,
Что сделает тебя еще дороже и милее!
Нет, сердце, истину любви познав, ничто не забывает,
Но при завершении пути все так же искренно в любви,
Как и подсолнух — при солнца гаснущем заходе
На бога своего взирает все тем же самым взором,
Что на него он обращает при расцветающем восходе.