Недавнее открытие показывает, что и сами авторы Евангелий опускали учения, которые, по их мнению, следовало держать втайне от непосвященных.
По-видимому, существовало Тайное Евангелие от Марка, написанное для внутреннего круга учеников Христа. Об этом стало известно в 1958 году, когда профессор Мортон Смит в монастыре Map Саба в Иудейской пустыне обнаружил копию послания Климента Александрийского, которое содержало цитаты из вышеупомянутого Евангелия. Вот отрывок из послания Климента, знавшего об этом Евангелии, поскольку, как отмечает Смит, оно являлось ценнейшим сокровищем его церкви, а Климент интересовался тайными учениями.
Марк во время пребывания Петра в Риме записал деяния Господни, однако не обнародовал все их и даже не намекнул на тайные, а выбрал те, которые счел самыми полезными для роста в вере тех, кому передавал их. А когда Петр мученически умер, Марк… составил более духовное евангелие для тех, кто продвинулся к совершенству. Но он не разгласил того, что не должно было быть произнесено…
Записанные Марком учения Иисуса были утеряны, за исключением фрагментов, процитированных Климентом. Но и они являются очень важными. Один из них содержит другой вариант истории о Лазаре, до настоящего времени рассказанной только в книге Иоанна. Всегда казалось несколько странным, что только в одном Евангелии содержится запись о таком важном чуде, совершенном Иисусом, как воскресение из мертвых. Отрывок из Тайного Евангелия гласит:
И пришли они в Вифанию. И была там одна женщина, брат которой умер. И подойдя, она пала ниц перед Иисусом и говорит Ему: «Сын Давидов, помилуй меня!» Ученики же упрекнули ее. И разгневавшись, Иисус ушел с ней в сад, где находилась гробница. И немедленно раздался оттуда громкий крик. И подойдя, Иисус откатил камень от двери гробницы. И войдя туда, где находился юноша, Он протянул руку и поднял его, держа его за руку. Юноша же, взглянув на Него, возлюбил Его и начал умолять позволить быть с Ним. И выйдя из гробницы, они пришли в дом юноши, ибо он был богат. И спустя шесть дней, Иисус сказал ему, что надлежит сделать. И когда наступил вечер, юноша пришел к Нему в одном покрывале, накинутом на голое тело. И он остался с Ним в ту ночь, так как Иисус учил его тайне Царства Божия. И после этого, встав, Он вернулся на другой берег.
Вышеприведенный фрагмент не только подтверждает чудо воскрешения Лазаря, но и проливает свет на эпизод в Евангелии от Марка, который ставил в тупик исследователей на протяжении столетий.
Описывая момент, когда Иисуса берут под стражу у Масличной горы, Марк приводит следующие стихи: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них».
Смит приходит к выводу, что Иисус крестил юношу в ритуале, похожем на тот, который он провел в отношении Лазаря (согласно описанию в Тайном Евангелии) после воскрешения последнего из мертвых. Обстоятельства – одни и те же, говорит он, одежды и ночное собрание – схожи, а река у Масличной горы могла бы обеспечить водой. На данный момент эта теория, по-видимому, лучше всего объясняет присутствие странно одетого юноши при взятии Иисуса под стражу.
Кроме того, Тайное Евангелие представляет доказательство изъятия отдельных фактов из канонических Евангелий. Вам знаком 46 стих 10 главы Евангелия от Марка, который гласит: «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками…»? Что произошло в Иерихоне? Что бы это ни было, сведения об этом изъяты.
Несомненно, послание Климента цитирует тот же самый стих: «…и при-ходит Он в Иерихон; и были там сестра юноши, которого возлюбил Иисус, и мать его, и Саломия». Смит полагает, что Климент сам добавил заключительные слова в этом предложении: «…но Иисус не принял их», чтобы очернить Саломию – женщину дурной репутации, чье имя было вычеркнуто из Матфея, Луки и Иоанна (сделали ли это авторы Евангелий или кто-либо другой, мы не знаем).
Но нам следует спросить себя: кто принял решение не включать данное предложение (и любую историю о Саломии, которая могла бы за ним последовать) в Евангелие от Марка? Сделал ли это Марк, считая, что оно уместно только в Тайном Евангелии? Если да, тогда почему он так неуклюже внес правку в свой собственный текст?
Климент говорит, что Тайное Евангелие является дополнением Евангелия от Марка, однако Смит выдвигает предположение: «А что, если тайный текст был написан раньше, и канонический Марк является его сокращенной версией?» Такая теория объяснила бы удаление. Но это рождает у нас вопросы: сколько еще описаний слов и дел Иисуса было изъято? Сколько раз проводилась редакция?
Марк Профет и Элизабет Клэр Профет «Утерянные учения Иисуса»