На Востоке мы увидим множество образов Вселенской Матери.
Каменный барельеф, высеченный тысячу лет назад в индийском пещерном храме, представляет собой поразительное свидетельство о Боге Отце-Матери. Это изображение Великого Бога Шивы андрогинным существом – наполовину мужчиной, наполовину женщиной. Известное как Ардханаришвара («Господь, который и мужчина, и женщина»), это изваяние Шивы, находящееся на Слоновьем Острове, представляет собой человека, левая сторона которого имеет все половые признаки женщины, а правая – мужчины.
Принцип изображения, использованный в этом скульптурном образе, аналогичен тому, что использован в символе Тай-чи, ян и инь, чьи белая и черная половины, разделенные S-образной линией, образуют круг Божественного Целого. Оба этих изображения свидетельствуют, что Бог представляет Собой союз двух разнополярных, но взаимно дополняющих друг друга сил.
Индуизм – древнейшая из [ныне существующих] религий нашей планеты – сохранил память о том, что Бог является андрогинным существом, эту идею и воспринял Иисус во время путешествия на Восток. Возможно, истоки представления о Боге Отце-Матери следует искать в индуизме или другом древнем учении, проповедующем эти взгляды.
Риг Веда, старейшая из Вед, повествует о Божественном Отце и Божественной Матери как о Небесах и Земле.
В первых стихах этого писания автор говорит:
«Я размышлял о духе Отца без обмана, о высоком сильном духе Матери, приглашая их призывами. Двое богатых потомством родителей сотворили для потомства землю широкую, бессмертную, с далекими просторами».
Дэвид Фроли, переводчик и толкователь индуистских писаний, комментирует данный отрывок:
«Небо и Земля как Божественные Отец и Мать представляют собой основу космогонии древних, Отец-Небо и Мать-Земля. В этом смысле они не просто миры, но трансцендентные Божественные принципы, проявленные через них. Отец, с его невинным, бесхитростным Разумом, – это Шива, верховное Существо. Мать, обладающая великой Силой, – это Шакти, верховная сила Сознания. Они податели милости Небес и Земли. Мир природы – это видимый дар, который они приносят нам, дабы пробудить в нас стремление к бессмертию их высшей природы».
Термин «Шакти», который использует Фроли, говоря о Матери, означает «энергия», «мощь», «сила». Он говорит, что индуисты видят в Божественной Матери динамическое проявление энергии Бога. Шакти – это еще и сила, сотворившая вселенную, воплощенная сила ее мужского двойника. Ее роль по отношению к партнеру не является подчиненной, она выполняет хотя и иные, но необходимые функции, будучи проводником Божественного потенциала Духа в Материю. Вселенная погибла бы без этого взаимного уравновешивания энергий.
В индуизме Божественная Мать почитается в форме многих Шакти – супруг различных богов, которые в действительности представляют многочисленные добродетели и принципы единого Бога. Истинный индуизм не является многобожием, он живо изображает многочисленные грани божественной личности, мужские и женские, но признает лишь единого Бога, одно верховное Божественное Начало – Брахмана.
Частью Брахмана, находящейся в творении, является Шакти. Роль женского луча в каждом из нас и состоит в том, чтобы придавать форму. Создавать форму из бесформенного – это работа Матери.
Шакти – это та часть женского принципа, которая проводит Божественный потенциал из Духа в Материю. Она – энергия Бога. Она – Слово Бога. Своей непрекращающейся заботой Мать дарует потенциал уподобиться Богу и видение всем, кому служит. Она помогает им понять и проявить то, кем и чем они в действительности являются.
Мы живем в материальном космосе. Совершенное Существо находится в духовном космосе. Поэтому Божественная Мать гораздо ближе к нам, поскольку пребывает в самом теле Земли. По сути, она дала нам тела, проводники сознания, взаймы. Она дала их нашим душам, для того чтобы они могли развиваться. Мы, и мужчины, и женщины, должны почитать эти тела, так как это обители, предоставленные ею нашим душам.
Шри Ауробиндо, живший в XX веке приверженец Божественной Матери, родившийся в Индии, но получивший образование на Западе, ощущал ее присутствие в самом центре собственного сознания и в каждой клетке тела. По его убеждению, чтобы испытать преображающую силу Матери, мы должны отдать себя ей с «безграничным смирением» и «позволить ей беспрепятственно вершить свою работу в нас».
Вот что пишет Ауробиндо о ее самоотверженной работе во вселенной:
«Мать не просто управляет всем свыше, она нисходит в эту низшую троичную вселенную… В своей глубокой и безграничной любви к детям она берет на себя боль, горести и страдания творения, поскольку это, по-видимому, единственный способ возвысить его к Свету, Радости, Истине и Жизни вечной. Это великая жертва, которую иногда называют жертвой Духа, но при более глубоком рассмотрении… это жертва Божественной Матери».
Для тех, кто, подобно Аурубиндо, ценит ее преображающую силу, Мать становится вездесущим наставником и утешителем. Таков путь, ведущий к единению души с Духом, женского начала с мужским, земли с небом, к которому стремились мистики Востока и Запада.
Согласно нашим представлениям, Мать входит в материальный космос. Все, что является Материей, все, что является физическим, миры бесконечные – все это Мать воплощает и частью всего этого является. Наши тела суть тело Матери. Вот почему мы должны почитать свои тела, и мужские, и женские, как ее храмы, которые она приготовила для Отца, Сына и Святого Духа.
Силой Слова — мантры, веления, молитвы или утверждения, силой Слова, которое является Матерью, мы привлекаем и проводим в физическую материальную вселенную то, что представляет собой мужской принцип Божественного Начала – Отца, Сына и Святого Духа.
Поскольку они входят в эту вселенную только через Мать, мы поем мантры, читаем молитву «Богородице», поклоняемся этому белому свету, этому личному присутствию Матери. Когда мы делаем это, ее магнит в нашем существе притягивает Отца, ибо Бог Отец-Мать – вечные возлюбленные, которые стремятся к единству. У нас есть две возможности: вознестись к Отцу, например, по окончании нынешней жизни, завершив все труды в этой октаве, или привлечь Отца, Сына и Святого Духа к нам сюда.
Мужской принцип нисходит в форму посредством женского, а женский восходит в Дух посредством мужского. Они едины. И никто не сможет сказать, где заканчивается один и начинается другой!